Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 19.04.2024, 09:57 |
Персональный сайт воспитателя Кутергиной Натальи Васильевны | |
Приветствую Вас Гость |
|
Игры с блоками Дьенеша.
Игра представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами : 1. Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; 2. Цветом – красные, желтые, синие; 3 Размером – большие и маленькие ; 4. Толщиной – толстые и тонкие. Использование логических блоков в играх позволяет моделировать важные понятия не только математики, где дети закрепляют знания о цвете, геометрических фигурах счете, но и развивают творческие способности, сообразительность, смекалку, находчивость. А также учат конструировать, создавать разнообразные конфигурации, узоры. Чтобы ребенок правильно использовал блоки, не раскидывал и не портил их, ребенка сначала знакомят с блоками. Позволительно в начале знакомства разрешить ребенку поиграть с ними, . После этого можно уже давать ребенку указания, как правильно играть с блоками. 1. Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просите его показать такую же. 2. Вы показываете ребенку большую фигуру и просите показать все большие фигуры. 3. Вы показываете ребенку фигуру, уточняете ее форму, и просите показать такую же фигуру. 4. Вы показываете ребенку толстую (тонкую) фигуру и просите показать такую же. Когда ребенок усвоил все эти задания, можно обыграть ситуацию следующим образом: Предложите большой кукле дать большие фигуры, а маленькой кукле – меленькие. Далее распределяете фигуры по форме, цвету и толщине, например, слонику – синие фигуры, собачке – красные фигуры, кошечке – желтые. После этого можно поиграть в игру на развитие внимания «Чего не стало? » Ваши действия: нужно выложить перед ребенком несколько фигур, которые он должен запомнить, и попросив его закрыть глаза, меняете одну фигуру или убираете её. Второй игрой может быть игра «Чудесный мешочек». Ваши действия: вы складываете фигуры в мешок и просите ребенка па ощупь достать все большие блоки (или все квадратные) . Как вариант этой игры можно изменить задание: ребенок достает блок из мешка и называет его признаки: форму, цвет, величину. Третьей игрой может быть игра «Найди пару» . Вы предлагаете ребенку найти каждой фигуре пару (большой – маленький) Далее задания усложняются. Вы играете с ребенком в игру «Что лишнее? » Ваши действия: вы выкладываете перед ребенком три фигуры и просите догадаться, какая из них лишняя. Следующей игрой может быть игра «Зажги огоньки» . Ваши действия: вы просите ребенка выложить фигуры в определенной последовательности; красная, синяя, желта и продолжить ряд. Эти игры доступны для детей младшего возраста, так же им можно предложить выкладывание фигур по контуру, когда ребенок, ставя фигуры определенного цвета и определенного размера, получают изображение и называют его.
Картотека игр с блоками Дьенеша для детей младшей группы детского садаРабота с блоками «Найди такую же фигуру» Содержание: Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме. Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету. Работа с блоками «Найди НЕ такую же фигуру» Содержание: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) . Работа с блоками «Наведи порядок» (сортировка, группировка) Работа с блоками «Цепочка» Вариант 1. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд. Вариант 2. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной. «Цепочка» (усложнение) Вариант 3. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.) Вариант 4. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. Вариант 5. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета) . Работа с блоками Вариант 1. «Кто быстрее соберет блоки» Детям предлагается игровое упражнение: Кто быстрее всех соберет все красные блоки? » и т. д. Вариант 2. «Поручения» Каждому ребенку по-очереди поручается собрать все круглые блоки и т. д. Вариант 3. «На свое место» Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч. и т. д. Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно Работа с блоками «Волшебный мешочек» (определяем форму и величину) Содержание: 1 вариант. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые) . 2 вариант. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. Работа с блоками «Какую фигуру я загадала? » Вариант 1. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.) . Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком? » - «Нет», «Под красным? » - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы Вариант 2. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке. Работа с блоками «Что изменилось? » Содержание: Вариант 1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. Вариант 2. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине) Работа с блоками «Найди пару» Содержание: Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д. Работа с блоками «Подбери» Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки. Работа с блоками «Собери бусы» Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д. Работа с блоками «Составь изображение» Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня. Работа с блоками « Помоги Мишке и Зайке» (усложнение) Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Вариант 1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы: - Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные) . -А у зайки? (Все не красные) . Вариант 2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые и т. д. Вариант 3. Более сложный вариант этой игры: Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные) . Только зайке? (Квадратные, не синие) . Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные) . А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные) . Работа с блоками «Второй ряд» Вариант 1. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера) ; Вариант 2. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы, но другого цвета (размера) ; Вариант 3. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другая по цвету и размеру; Вариант 4. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура не такая по форме, размеру и цвету. Подготовила учитель-дефектолог Калиновская Н.Н. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |