Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 15:22

Персональный сайт воспитателя Кутергиной Натальи Васильевны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик посещений
счетчик посещений

Как способствовать развитию внимания будущего ученика

С каждым днем жизнь современного человека становится все более сложной и насыщенной. Поток информации, расширение человеческих контактов, многообразие форм массовой культуры приводят к увеличению объема знаний, необходимых для успешного решения возникающих проблем. Происходящие в обществе изменения не могут не сказываться на системе образования. Современная школа предъявляет достаточно высокие требования как к развитию детей в целом, так, в частности, и к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкции и контролировать полученный результат.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой-либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой. Без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников: детей привлекают яркость, эмоциональность предметов окружающего мира. Сосредоточенным остается внимание до тех пор, пока в сознании сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий для своего возникновения, когда приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В 5 – 6 лет под влиянием самоинструкции у ребенка возникает элементарная форма произвольного внимания. Внимание более устойчиво в активной деятельности, играх, при манипуляциях с предметами.

В процессе деятельности могут возникнуть интерес и увлеченность, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.  Его развитие, становление приходятся на младший школьный возраст.

Психологи обнаружили, что, как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. В исследованиях установлена положительная связь между свойствами внимания  и успехами в учении.

Объем внимания можно определить по тому, сколько объектов ребенок может воспринять, охватить при их предъявлении в короткий промежуток времени. Дети к началу младшего школьного возраста уже могут одновременно воспринимать не один (как это было в 4 -5 лет), а три предмета с достаточной полнотой и детализацией.

Устойчивость внимания – это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Шестилетние дети, например, способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10 – 15 минут. При этом, как отмечают психологи, устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 – 2 раза выше, нежели у возбудимых.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности одновременно. А в сознательном переходе от одного объекта к другому проявляется переключение внимания. Названные свойства внимания к младшему школьному возрасту у детей развиты еще не достаточно.

Интересно, что различные свойства внимания вносят не одинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания. Успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания. А обучение чтению с устойчивостью внимания.

Следовательно, можно говорить, что развивая различные свойства внимания, его произвольность, мы будем способствовать более высокой успеваемости будущего школьника. Наиболее легко поддаются развитию такие свойства, как распределение и устойчивость.

Ученые выяснили, что универсальным средством организации внимания является речь. Если вы научите ребенка самостоятельно отдавать себе команды, вы сделаете первый шаг к организации его внимания. В дальнейшем ребенок начнет сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результатов.

Чтобы ребенок овладел умением управлять своим вниманием, нужно научить его планировать предстоящее занятие, наблюдать за предметами и явлениями; поощрять его к проговариванию последовательности действий. Для того, чтобы будущий школьник научился контролировать выполнение собственных действий, полезно предложить ему выкладывать палочки, как только один этап работы будет завершен, или ставить галочки на листочке бумаги.

Большую роль в организации внимания играет умение задавать вопросы, позволяющие обнаруживать явные и скрытые свойства предметов. Проведите маленький эксперимент. Положите перед собой свою любимую вещь и постарайтесь удерживать на ней внимание как можно дольше, не думая ни о чем другом. Вероятнее всего, вы не сможете делать это более одной минуты. А теперь возьмите любимую игрушку вашего ребенка, сконцентрируйте на ней свое и его внимание и задавайте вопросы об этой игрушке, как будто вы ее впервые увидели. Если игрушка не новая, рассмотрите все трещинки, царапинки на ней, подумайте, когда и почему они могли появиться и т.п. задавайте вопросы и отвечайте на них, пока они у вас не иссякнут. Сколько времени вы были сосредоточены на игрушке? Что нового узнали о ней?

Таким образом, умение задавать вопросы, находить новое в, казалось бы, хорошо известном объекте позволяет не только удерживать на нем внимание, но и узнавать о его совершенно неожиданных особенностях.

Также для развития внимания дошкольников могут быть использованы различные игры. Например, игра «Да» и «нет» не говорите, черного и белого не носите».  Игра «Магазин» развивает произвольность внимания и его свойства. Ребенок описывает игрушку или узнает предмет по описанию.

Формирование основных свойств внимания может осуществляться при использовании таких игровых упражнений, как «Расставь точки» (необходимо сделать две матрицы (лист расчерченный на 25 квадратов) и запастись некоторым количеством пуговиц. В произвольно порядке разложите пуговицы в клетках первой матрицы, а ребенку надо повторить ваш вариант на своей табличке. Для усложнения игры можно закрыть образец перед тем, как ребенок начнет выкладывать пуговицы. Упражнение  «Назови по порядку» предлагается детям, владеющим счетом в пределах 10. Можно использовать таблицу. Ребенок должен назвать последовательно цифры, расположенные на ней вразнобой. Допустимо одновременное показывание и называние цифр. Усложненный вариант предполагает выполнение задания только на основе зрительного нахождения последовательности цифр.

Вот еще несколько игр и упражнений, которые можно использовать в домашних условиях для развития детского внимания:

· Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по образцу

· Выкладывание из палочек (спичек) фигур, узоров, предметов по образцу

· Игры на развитие слухового и зрительного внимания: «Что изменилось?», «Чем отличаются две картинки?», «Слушай хлопки» и т.п.

Желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому захотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте занимательную игру в скучный урок.

Итак, внимание можно тренировать. Вместе с тем необходимо учитывать, что недостаточное внимание может быть связано с особенностями функционирования нервной системы ребенка или с его общим физическим состоянием. Речь идет о детях ослабленных, имеющих хронические заболевания, перенесших сильную психологическую травму. Эти дошкольники, прежде всего, нуждаются в помощи специалистов, в хорошем питании, в нормальном режиме дня и бережном отношении, а не только в предложенных выше заданиях.


 


 


 

Поиск
Block title
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
ПОГОДА
ЧАСЫ

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz