Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 27.04.2024, 04:50 |
Персональный сайт воспитателя Кутергиной Натальи Васильевны | |
Приветствую Вас Гость |
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Роль дидактических игр Дидактическая
игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого
процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том
случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти
правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила
и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти
непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием
играют в них. Какое же
значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка
сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к
знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются
в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают
фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием,
прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В игре ребенок приобретает новые знания, умения,
навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,
развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника
в целом. В отличие от других видов деятельности игра
содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не
ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая
выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Для ребят дошкольного возраста игра имеет
исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра
для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания
окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет
включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь
детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности
ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если
для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть
и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование
умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из
основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны -
отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного
формирования личности. В наибольшей
степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер
разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если
достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности,
заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее
значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью
которых и для их участников является этой дидактической задачи, то
воспитательная ценность игры будет минимальной. Игра ценна только в том случае, когда она содействует
лучшему пониманию математической сущности вопроса,
уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и
игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих
игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом
начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Свободное и
добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее
детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею
каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и
содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых
действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны
руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на
гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство
ее участников, в том числе и проигравших. Таким образом, дидактическая игра - это
целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и
ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Дидактические
игры с детьми 4-5 лет.
«Где правая, где
левая», «Подумай и ответь», «Что в мешочке?» «Куда пойдёшь, то и
найдёшь», «Что где?» , «Что изменилось», «Найди игрушки», «Выше - ниже»,
«Чудесный мешочек» , «Прокати в мешочек» ,« Что зачем ?» «Что бывает такой
формы?», «Назови цифру»,«Не ошибись», «Найди свой домик»,«Найди свою пару»,
«Кто больше?», «Назови такой же» , «
Чего не стало», «Столько ,сколько», «Где больше?» , «Что стало не так?», « Игра
с палочками» ,«Что бывает по пять, по два?» ,«Отсчитай столько же» , « Найди
своё место», « Какая команда быстрее построится» ,«Кто первый назовёт» , « Что бывает такой
формы»,«Когда это бывает?», и т. д.
Дидактические
игры с детьми 5-6лет. « Что, где», « Покажи столько же»,« Назови скорей», «
Какой цифры не стало» ,« Не ошибись» ,« Кто больше назовёт», «Кто знает пусть
дальше считает», « Кто больше запомнит» ,« Найди кусочек сыра», « Кто больше
принесёт», « Какая команда быстрее соберётся», « Что ближе?», « Что
изменилось?», « Найди пару», « Живая неделя», « По порядку стройся», « Скажи
наоборот», « Танграм» ,« Игры со счётными палочками» ,« Неделька стройся», « Птицы прилетели», « Игры с кубом»,« Назови
соседей», « Найди спрятанную игрушку», « Вчера, сегодня, завтра», « Да и нет»,
различные математические викторины. Дидактические
игры с детьми 6-7 лет. « Что
изменилось», « Чудесный мешочек»,«Посчитай и назови», «Определи размер на
ощупь»,« Числовая лесенка», « Назови предметы такой же геометрической формы», «
Считай дальше», «Живая неделя», « Живые числа», «Столько ,сколько», « Волшебный
круг», « Вьетнамская игра», « Пентамино», « Мельница», « Турецкие шашки» ,
различные математические задачки в стихотворной форме, логические концовки ,загадки
с математическим содержанием .
Материал взят с интернет - ресурса Подготовила воспитатель Лаур М. В.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |