Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 04:50

Персональный сайт воспитателя Кутергиной Натальи Васильевны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик посещений
счетчик посещений

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Роль дидактических игр


Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.

В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.



 

Дидактические игры с детьми 4-5 лет.

 

«Где правая, где  левая», «Подумай и ответь», «Что в мешочке?» «Куда пойдёшь, то и найдёшь», «Что где?» , «Что изменилось», «Найди игрушки», «Выше - ниже», «Чудесный мешочек» , «Прокати в мешочек» ,« Что зачем ?» «Что бывает такой формы?», «Назови цифру»,«Не ошибись», «Найди свой домик»,«Найди свою пару», «Кто больше?»,  «Назови такой же» , « Чего не стало», «Столько ,сколько», «Где больше?» , «Что стало не так?», « Игра с палочками» ,«Что бывает по пять, по два?» ,«Отсчитай столько же» , « Найди своё место», « Какая команда быстрее построится» ,«Кто первый назовёт» ,

 « Что бывает такой формы»,«Когда это бывает?»,  и т. д.

 

Дидактические игры с детьми 5-6лет.

« Что, где»,  « Покажи столько же»,« Назови скорей», « Какой цифры не стало» ,« Не ошибись» ,« Кто больше назовёт», «Кто знает пусть дальше считает», « Кто больше запомнит» ,« Найди кусочек сыра», « Кто больше принесёт», « Какая команда быстрее соберётся», « Что ближе?», « Что изменилось?», « Найди пару», « Живая неделя», « По порядку стройся», « Скажи наоборот», « Танграм» ,« Игры со счётными палочками» ,« Неделька стройся»,  « Птицы прилетели», « Игры с кубом»,« Назови соседей», « Найди спрятанную игрушку», « Вчера, сегодня, завтра», « Да и нет», различные математические викторины.

Дидактические игры с детьми 6-7 лет.

« Что изменилось», « Чудесный мешочек»,«Посчитай и назови», «Определи размер на ощупь»,« Числовая лесенка», « Назови предметы такой же геометрической формы», « Считай дальше», «Живая неделя», « Живые числа», «Столько ,сколько», « Волшебный круг», « Вьетнамская игра», « Пентамино», « Мельница», « Турецкие шашки» , различные математические задачки в стихотворной форме, логические концовки ,загадки с математическим содержанием .

 

Материал взят с интернет - ресурса

Подготовила  воспитатель Лаур  М. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск
Block title
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
ПОГОДА
ЧАСЫ

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz