Тема: «Автоматизация звука « Л» в слогах и словах»
Форма проведения: «Путешествие в сказку»
Тема: Автоматизация звука « Л» в
слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
·
Уточнить артикуляцию
и правильное изолированное
произношение звука «л».
·
Упражнять
в правильном произношении звука «л» в
слогах и словах.
·
Совершенствовать
умения образовывать приставочные
глаголы.
Коррекционно – развивающие:
·
Развивать
внимание, память, мелкую моторику, артикуляционный аппарат,
фонематический слух.
·
Развивать
навык выделения звука «л»
из ряда слов.
Коррекционно – воспитательные:
§ воспитывать инициативность,
самостоятельность, сотрудничество,
доброжелательность, взаимопонимание;. любознательность, интерес
к сказкам.
Оборудование:
Иллюстрации к сказке «Репка»; тарелочка с горохом; пособие «Речевые
дорожки»; предметные картинки (лампа, ложки, лыжи, лошадь, ласточка), набор
картинок «Найди такую же мышку».
Ход
занятия:
I.Организационный момент.
Учитель-дефектолог:
- Сегодня мы с
тобой вновь встретимся
со сказкой. Только это не
сказка о Веселом Язычке. Сегодня Язычок
сам хочет послушать
сказку.
II.
1. Логопедические упражнения:
-Он с нетерпением к
этому готовится, весело
улыбается ( «Улыбка».)
-
Подвинул поближе свой
любимый диванчик. («Лопатка»)
- Тянется к полке за любимой
книжкой. («Качели»)
-Перелистывает странички в книжке («Болтушка»)
- Сдувает пылинки с книжки. («Подуй на лопатку»)
2. Упражнение «Сложи разрезную картинку»
- Сложи разрезную
картинку и ты узнаешь
какая это сказка.
Ребенок
складывает разрезную картинку «Репка». Итак, начинаем. Сказка «Репка»
III. Упражнение «Проговори слоги»:
Посадил дед репку
(Демонстрация иллюстрации). Он её
поливал утром и вечером: ла- ла – ла- ла – ла-ла (Ребенок
двигается по речевой дорожке
к репке, проговаривая слоговые
ряды).
Вокруг
репки траву полол:
ло – ло – ло – ло – ло; лу – лу –
лу – лу- лу;
Землю рыхлил: ал – ал- ал – ал – ал; ол – ол – ол – ол – ол;
А когда
репка выросла, стал её тянуть: сла- сло- слу . (Ребенок повторяет слоговые цепочки по
речевой дорожке.)
Но вытянуть не может.
IV.
Упражнение «Образуй слово»
Позвал дед …бабку (Демонстрация
иллюстрации.) Услыхала бабка. Она
из дома … выбежала, по дорожке … побежала, к огороду … прибежала,
в калитку забежала, к деду …. подбежала.
Тянут они репку, а вытянуть не могут.
V.
Упражнение «Повтори слова»
Позвала бабка внучку. (Демонстрация иллюстрации). А внучка перед
зеркалом сидит,
прихорашивается да у зеркала
спрашивает: « Я милая ?» А зеркало
ей отвечает: « Милая».
- Я славная?
Я веселая? Я послушная? Я смелая? Я ласковая?
- Что
внучке ответило зеркало?
Ребенок
отвечает с утвердительной
интонацией.
Прибежала внучка в огород. Тянут репку, а
вытянуть не могут.
VI.
Упражнение «Поймай звук «л».
Позвали они… Жучку. Побежала Жучка в огород, но по дороге на неё комары налетели. Хлопает она лапами, ловит комаров, а
когда услышит звук «л»,
радостно кричит: «Поймала!» Помоги
Жучке, слушай внимательно звуки, слоги и слова.
Дефектолог говорит звуки, слоги, слова:
-А, о, к, л, м, ы, л,
с, л, л, и, о, а, л.
-Па, мо, ло, сы, ал, ил, ку, ла, му, ул, ал.
- Мак,
лук, лак, бак,
рак, лоб, сок,
сом, лом, дым,
лук.
Ребенок
хлопает, услышав звук «л».
Прибежала Жучка, но репку вытянуть
не получается.
VII.
Упражнение «Собери горошины и скажи
слово правильно»
Позвали
они тогда …кошку. (Демонстрация
иллюстрации).
А кошка в это время в доме хозяйничает, гороховую кашу варила. Бежит кошка горошины теряет, а из слов
звук «л» теряет. Подбери
горошину и скажи
слово правильно:
…ампа, …ожка, …ыжи,..ошадь, …асточка.
Прибежала кошка. Тянут
репку, вытянуть не могут.
VIII.
Упражнение «Найди такую же мышку»
Позвали мышку. А мышка бегает
в подполье, ищет похожую
на себя мышку. Помоги ей найти такую же
мышку.
Ребенок
ищет такую же
мышку.
Бежит
мышка и с лапками играет. Пальчиковая
гимнастика: «Пальчики здороваются», «Зайки», «Кошечки», «Деревья»,
«Бабочка».
Прибежала мышка в огород,
потянули все вместе и вытянули репку. (Демонстрация иллюстрации).
IX.
Итог занятия.
Дефектолог:
- Вот и кончилась сказка. Кому мы рассказывали
сказку?
-Какой звук помогал тебе рассказывать сказку?
ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНСПЕКТУ:
"Речевые дорожки"
Разрезная картинка
«Репка»
«Найди такую же мышку»
Персонажи сказки
Иллюстрации
к упражнению «Собери горошины и
скажи слово правильно»
Литература:
1. Борисова
Е. А..Индивидуальные логопедические
занятия с дошкольниками.
Методическое пособие. – М.: ТЦ
Сфера, 2009 г.
2. Коноваленко
в.В., Коноваленко С. В. Артикуляционная,
пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения. Приложение к
комплексу тетрадей для закрепления
произношения звуков у
дошкольников. – М., «Издательство ГНОМ и Д», 2004 г.
3.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.
А. Помоги принцу найти
Золушку: Занимательные
дидактические задания для детей
старшего дошкольного возраста: Книга для
воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1994 г.