Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 14:12

Персональный сайт воспитателя Кутергиной Натальи Васильевны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик посещений
счетчик посещений

Обобщение опыта.

Мастер -  класс "Использование технологии моделирования по развитию связной речи у детей с ОВЗ".


Цель :

Ø Познакомить коллег города с   накопленным опытом  работы  по использованию технологии моделирования на НОД  по развитию и коррекции речи  детей  с ОВЗ.

Задачи:

Ø Апробировать эффективность технологии моделирования в целях повышения результатов  усвоения  воспитанниками  с ОВЗ  программы ДОУ  по  развитию  речи.

Ø Обобщить и распространить инновационный опыт  работы  среди коллег  ДОУ  и города. 

Ø Повысить профессиональную  компетентность участников мастер – класса.

Ø  Активизировать  исследовательскую позицию участников мастер-класса.

Оборудование:  мультимедийная  презентация,  конспект.

 Ход мастер – класса:

I.                  Орг. момент.

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю  Вашему вниманию  опыт  работы по  использованию технологии наглядного  моделирования по развитию связной  речи  у  детей  с ОВЗ. (слайд 1)

II.               Вводная  часть.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: (слайд 2)

·        Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

·        Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

·        Употребление нелитературных слов и выражений.

·        Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

·        Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

·        Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

·        Плохая дикция.

Специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Причинами этого роста являются: (слайд 3)

·        общая соматическая ослабленность детей;

·        педагогическая некомпетентность родителей;

·        увеличение нарушений перинатального развития детей;

·        эмоциональные депривации в семье (ребёнок лишен эмоциональных реакций, исходящих от других людей), берущие начало еще в младенческом возрасте.

 средней группе ДОУ  у  детей  с ОВЗ  обнаруживается до 90% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

У  детей  с ОВЗ  отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением. (слайд 4)

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс станов­ления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению Л. В. Эльконина  - наглядность. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на который  неоднократно указывал психолог Л. С. Выготский. Поэтому, взяв в основу исследования великих педагогов, я поделюсь опытом по использованию  приёмов наглядного моделирования в работе по развитию речи  детей  с ОВЗ.

III.           Основная часть:

Реализуя данную технологию, я поставила перед собой следующие задачи: (слайд 5)

–развивать  монологическую  форму речи  у  детей  с ОВЗ;

- обогащать словарный запас  у детей с ОВЗ;

– учить  связно,  последовательно, логично пересказывать  небольшие рассказы  и сказки;

- учить составлять рассказы  (по образцу,  плану) о предметах,  временах года;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную
   память, мелкую  моторику рук  у детей  с ОВЗ;
– снять речевой негативизм,

- воспитать у детей потребность в речевом общении для  лучшей адаптации в современном обществе;

- воспитывать культуру  речевого общения;

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. (СЛАЙД 6)

Моделирование состоит из следующих этапов:

усвоение и анализ сенсорного материала;

перевод его на знаково-символический язык;

— работа с моделью. (слайд 7)

 На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Один из приемов  моделирования – использование пиктограмм. (СЛАЙД 8)

 Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

– как средство, облегчающее развитие общения, речи.

– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми.

слова - предметы: гриб, мост, заяц, человек, река; (СЛАЙД 9)

В  старшем возрасте пиктограммы, обозначающие тот или иной предмет, заменяются единым графическим символом – прямой линией. Это позволяет ребёнку самостоятельно мыслить

слова-признаки: большой, маленький, грустный, веселый; (СЛАЙД 10)

Общим графическим символом к словам-признакам является волнистая линия

слова-действия: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит; (СЛАЙД 11)

Подумайте, какие слова-действия обозначены этими пиктограммами:



И опять же все действия могут быть обозначены единым символом.

Для создания пиктограмм к предлогам мы взяли за основу квадрат. Местоположение точки или стрелки подсказывает, какой предлог используется. (СЛАЙД 12)

символы-предлоги: в, от, над, на, через, из;

Пользуясь такими пиктограммами, мы побуждаем ребёнка к речевой активности.

Перейдём к следующему виду моделирования.

(СЛАЙД 13)

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.

 Прием  замещения в большем случае используют  воспитатели при  драматизации русских  народных  сказок. В начале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым. (слайд 14)

Следующий  прием моделирования – мнемотаблицы.

 Особенность приема – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц. (СЛАЙД 15)

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Что можно изобразить на мнемотаблице? В  мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

– рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из
   символов в образы;
– воспроизведение материала (пересказ, заучивание текста, составление рассказа…)

Мнемотаблицы могут быть (СЛАЙД 16) предметные,  предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.

Мнемотаблицы  я  использую: (слайд 17)

·        Заучивания стихов, загадок;

·        Пересказа текстов;

·        Составления описательных рассказов;

·        Составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине.

Слайд 18 – заучивание  стихотворения по мнемотаблице

 Давайте возьмем небольшое  стихотворение: Осень  к нам  пришла 

                                                                             Подарки  принесла.

Я  предлагаю  зашифровать четверостишие с помощью пиктограмм и предметов.

Используется   бумага и маркер.

Слайд  19  - пересказ  текста  по мнемотаблице  

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов  об овощах и фруктах,  посуде, временах  года,  животных (слайд 20 – 23)

Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая мнемотаблица, то в последующем ребёнок  может сам с помощью пиктограмм, символов составить для себя план пересказа.  Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена

Нельзя не отметить, что не менее эффективны  приемы моделирования и в коррекции лексико-грамматической стороны речи.  

- Согласование существительного и числительного.(слайд  24)

- Образование  родственных  слов.( слайд 25)

- Образование сложных слов. (СЛАЙД 26)

- Согласование в  числе,  роде,  падеже (слайд 27)

 

IV.           Заключительная  часть

Вывод:

Как я уже говорила, одна из актуальных проблем при переходе детей из детского сада в школу – это качество связной речи будущих первоклассников. Умение  построить  логичные  последовательные   высказывания, составлять  разные  виды  рассказов, пересказывать небольшие   текста.

Таким образом, с помощью технологии наглядного моделирования   удаётся достичь следующих результатов  у детей с ОВЗ:  (слайд28)

  • повышается  познавательный интерес и оказывается положительное воздействие на процесс формирование связной речи;
  • увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • расширяется словарный запас детей;

·         совершенствуются мышление и  связная  речь детей, делая высказывания детей более свободными,  логичными и последовательными;

  • развиваются все виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная)
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Я считаю, что  моделирование  можно и нужно использовать для облегчения процесса развития и коррекции  монологической формы речи у дошкольников  с ОВЗ.

 

Поиск
Block title
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
ПОГОДА
ЧАСЫ

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz