Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 26.04.2024, 14:12 |
Персональный сайт воспитателя Кутергиной Натальи Васильевны | |
Приветствую Вас Гость |
|
Обобщение опыта.Мастер - класс "Использование технологии моделирования по развитию связной речи у детей с ОВЗ". Цель : Ø Познакомить коллег города с накопленным опытом работы по использованию технологии моделирования на НОД по развитию и коррекции речи детей
с ОВЗ. Задачи:
Ø Апробировать эффективность технологии моделирования в целях
повышения результатов усвоения воспитанниками с ОВЗ программы ДОУ
по развитию речи. Ø Обобщить и распространить инновационный опыт работы среди коллег
ДОУ и города. Ø Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса. Ø Активизировать исследовательскую позицию участников
мастер-класса. Оборудование: мультимедийная презентация,
конспект. Ход
мастер – класса: I.
Орг. момент. – Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию опыт
работы по использованию технологии
наглядного моделирования по развитию
связной речи у
детей с ОВЗ. (слайд 1) II.
Вводная часть. На
сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь
у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют
множество проблем: (слайд 2) ·
Односложная, состоящая лишь из простых предложений
речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное
предложение. ·
Бедность речи. Недостаточный словарный запас. ·
Употребление нелитературных слов и выражений. ·
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и
доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. ·
Неспособность построить монолог: например, сюжетный
или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. ·
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов. ·
Плохая дикция. Специалисты
отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития.
Причинами этого роста являются: (слайд 3) ·
общая соматическая ослабленность детей; ·
педагогическая некомпетентность родителей; ·
увеличение нарушений перинатального развития детей; ·
эмоциональные депривации в семье (ребёнок
лишен эмоциональных реакций, исходящих от других людей), берущие начало еще в
младенческом возрасте. средней группе ДОУ у детей с ОВЗ
обнаруживается до 90% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
У детей с ОВЗ отмечаются
нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной
коррекции всей речевой деятельности: – ограниченный объем зрительного и слухового восприятия
усложняет процесс запоминания и усвоения; Рассмотрим
факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один
из таких факторов, по мнению Л. В. Эльконина - наглядность. В качестве второго
вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на который
неоднократно указывал психолог Л. С.
Выготский. Поэтому, взяв в основу исследования
великих педагогов, я поделюсь опытом по использованию приёмов наглядного моделирования в работе по
развитию речи детей с ОВЗ. III.
Основная
часть: Реализуя данную технологию, я поставила перед собой
следующие задачи: (слайд
5) –развивать монологическую форму речи
у детей с ОВЗ; - обогащать словарный запас у детей с ОВЗ; – учить
связно, последовательно, логично
пересказывать небольшие рассказы и сказки; - учить составлять рассказы (по образцу,
плану) о предметах, временах
года; - воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; - воспитывать культуру
речевого общения; Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. (СЛАЙД 6) Моделирование
состоит из следующих этапов: — усвоение
и анализ сенсорного материала; — перевод
его на знаково-символический язык; — работа
с моделью. (слайд 7) На
разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей
используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы. Один из приемов
моделирования – использование пиктограмм. (СЛАЙД 8) Пиктограмма
– символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к
невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: – как средство временного общения, когда ребенок пока
не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью; – как средство, облегчающее развитие общения, речи. – как подготовительный этап к освоению письма и чтения
детьми. слова - предметы: гриб, мост, заяц,
человек, река; (СЛАЙД 9) В старшем возрасте пиктограммы, обозначающие
тот или иной предмет, заменяются единым графическим символом – прямой линией.
Это позволяет ребёнку самостоятельно мыслить слова-признаки:
большой, маленький, грустный, веселый; (СЛАЙД
10) Общим графическим символом к
словам-признакам является волнистая линия слова-действия:
ползает, прыгает, летает, ходит, бегает,
растет, светит; (СЛАЙД 11) Подумайте, какие слова-действия обозначены этими
пиктограммами: И опять же все действия могут быть обозначены единым
символом. Для создания пиктограмм к
предлогам мы взяли за основу квадрат. Местоположение точки или стрелки
подсказывает, какой предлог используется. (СЛАЙД 12) символы-предлоги: в, от, над, на, через, из; Пользуясь такими
пиктограммами, мы побуждаем ребёнка к речевой активности. Перейдём
к следующему виду моделирования. (СЛАЙД 13) Замещение – это вид моделирования, при котором
одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей
удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету
и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между
персонажами. Прием замещения в большем случае используют воспитатели при драматизации русских народных
сказок. В начале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий
символ по ходу рассказывания сказки взрослым. (слайд 14) Следующий прием
моделирования – мнемотаблицы. Особенность приема – применение не изображения
предметов, а символов. Символизм
характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей
в восприятии мнемотаблиц. (СЛАЙД
15) Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Что можно
изобразить на мнемотаблице? В
мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится
графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений
природы, некоторых действий, т.е. можно
нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное
было понятно детям. Последовательность работы с мнемотаблицами: –
рассматривание таблицы; Мнемотаблицы
могут быть (СЛАЙД 16) предметные,
предметно - схематические и
схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание
усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц
включает меньшее количество изображений. И только после этого
дается схематическая мнемотаблица. Критериями усвоения являются: правильное
воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы. Мнемотаблицы я использую: (слайд 17) ·
Заучивания стихов, загадок; ·
Пересказа текстов; ·
Составления описательных рассказов; ·
Составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине. Слайд 18 – заучивание
стихотворения по мнемотаблице Давайте возьмем небольшое стихотворение: Осень к нам пришла
Подарки принесла. Я предлагаю
зашифровать четверостишие с помощью пиктограмм и предметов. Используется бумага и маркер. Слайд 19 - пересказ
текста по мнемотаблице Особенно ощутимую помощь картинно-графический план
оказывает в составлении описательных рассказов
об овощах и фруктах, посуде,
временах года, животных (слайд
20 – 23) Если на первоначальном этапе обучения детям даётся
готовая мнемотаблица, то в последующем ребёнок
может сам с помощью пиктограмм, символов составить для себя план
пересказа. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не
была упущена Нельзя не отметить, что не менее эффективны приемы моделирования и в коррекции лексико-грамматической стороны речи. - Согласование существительного и числительного.(слайд 24) -
Образование родственных слов.( слайд 25) - Образование сложных слов. (СЛАЙД 26) - Согласование в числе,
роде, падеже (слайд 27)
IV.
Заключительная
часть Вывод: Как я уже говорила, одна из актуальных проблем при
переходе детей из детского сада в школу – это качество связной речи будущих
первоклассников. Умение построить логичные
последовательные высказывания, составлять разные
виды рассказов, пересказывать
небольшие текста. Таким
образом, с помощью технологии наглядного моделирования удаётся достичь следующих результатов у детей с ОВЗ: (слайд28)
·
совершенствуются мышление и связная
речь детей, делая высказывания детей более свободными, логичными и последовательными;
Я
считаю, что моделирование можно и нужно использовать для облегчения
процесса развития и коррекции
монологической формы речи у дошкольников
с ОВЗ.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |